Onkel Friedrich (onkel_friedrich) wrote,
Onkel Friedrich
onkel_friedrich

Category:

Ларс фон Триер. Антихрист. Послесловие. Ещё один комментарий



"Невероятные приключения" супругов в лесу, оставшихся наедине со своим горем из-за умершего ребенка. Эдем становится для персонажей местом, где разворачивается трагедия в трех частях: Скорбь, Боль и Отчаяние.
У нее в анамнезе незаконченная диссертация на тему женоубийства, он – психоаналитик, с воодушевлением испытывающий на жене свое психоаналитическое мастерство. Милая такая семейка, не придерешься.

В фильме много неприятных эпизодов, от которых хочется отвести взгляд. И энергичные удары доской по члену, и раздробление ноги, и отрезание клитора ножницами – в общем, не соскучишься. Попытаюсь отвлечься от этих моментов и выяснить, какое за ними стоит высказывание.

Природа и олицетворяющее ее женское начало – источник зла, говорит нам старик Ларс. Режиссер заставляет пересмотреть привычную формулу, согласно которой рациональное противостоит иррациональному, природному. Ну, допустим, о том, что женщины – цветы зла, нам рассказали уже давно. Но кто, как не датский провокатор, мог столь впечатляюще ткнуть нас носом в откровенные "междоусобицы" разума и природы.

Природа здесь – бессознательная, неконтролируемая, могущественная сила. Разум одержим параноидальным стремлением обуздать ее, подвергнуть аналитическому разбору. Внезапно вспыхивающий бунт природы-женщины терпит сокрушительное поражение, "плач обреченных на смерть" так и остается плачем, а искалеченный, но все такой же невозмутимый разум остается цел и невредим – до очередной схватки, до следующего бунта.

Мне непонятно, почему многие рецензенты упорно продолжают писать, что основная тема фильма – женоненавистничество. Да, женщина для Триера – воплощение темных сил, слепое, неразумное начало, но это также и начало всякого творчества. Посвящение Тарковскому, вероятно, нужно трактовать именно как желание развивать тему Женщины, пойти дальше Тарковского, объявить, что женская природа слепа и хаотична, она представляет собой бездну и имеет вовсе не божественные истоки.

Этот хаос опасен, поскольку безжалостно взрывает устоявшиеся стереотипы, но вместе с тем необходим – именно благодаря нему создается все новое. Сознание не способно обойтись без подсознания, оно нуждается в нем как некой отправной точке. Поэтому мы видим, как в финале фильма появляются множащиеся женские фигуры, забирающиеся по склону навстречу фаллическим деревьям, олицетворяющим собой культ мужского, культ рацио. Ищущее гармонии сознание и прорывающееся сквозь него бесчинство природы – главные действующие лица, которые так волнуют Триера и побуждают его снимать новые фильмы"


http://www.afisha.ru/movie/194873/review/312898/


Никоим образом не приуменьшая всю глубину глубин поднятых стариной Ларсом философских вопросов, вспомнил я сейчас известное произведение Леонида Филатова.
А также Л. Ахеждакову, со свойственным ей обаянием исполняющую монолог Ведьмы:


"Ну, случайно, ну, шутя,
Сбилась с верного путя!
Дак ведь я - дитя природы,
Пусть дурное, но - дитя!"
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments